Москвич-407 — история модели

История 407-го началась в 1951-м, когда «Москвич-400», копия довоенного немецкого «Опель-Кадета», безнадёжно устарел. Первый опытный образец «Москвича-402» был весьма похож на английскую малолитражку Ford Consul. Спустя четыре года опытных образцов было уже двенадцать, и только тогда госкомиссия утвердила-таки один из них в серию. Производство 402-го началось в апреле 1956г, одновременно с полным прекращением выпуска 401-го (модифицированного в 1954г 400-го). Несколько позже стали выпускаться созданные на базе 402-го «Москвич-423» с кузовом универсал и «Москвич-430» с кузовом фургон, а также легковой автомобиль повышенной проходимости «Москвич-410» и такой же автомобиль с кузовом универсал «Москвич-411».


Новый «Москвич» стал пионером отечественного автомобилестроения по многим показателям: панорамное цельногнутое ветровое стекло, телескопические амортизаторы, безшкворневая передняя подвеска, кнопочное управление замками дверей, двухспицевое рулевое колесо. Однако, несмотря на все новшества, в автомобиле было много анахронизмов. Силовой агрегат был от предыдущей модели с увеличением рабочего объёма до 1,22 куб.см. — мощность нижнеклапанного двигателя у «Москвича-402» составила 35 л.с. против 26 л.с. у «Москвича-401». Коробка передач, имевшая три скорости, равно как и главная передача остались прежними. Стартёр имел ножной привод от педали. Это и стало причиной сравнительно недолгой жизни модели — за два года было выпущено всего 87 тысяч «Москвичей-402».

407-я модель пошла в серийное производство в мае 1958 года. Это был значительный шаг вперед. Объем верхнеклапанного двигателя — 1358 куб.см. 45 лошадиных сил разгоняли автомобиль весом в тонну до 115 км/ч, против 105 у 402-го. Появились стартёр с пуском от ключа зажигания (хотя в самом начале была выпущена небольшая партия машин со старым стартёром) и молдинги на крыльях и дверцах. Но одновременно изменилась и цена, с 15 000 до 25 000 дореформенных рублей. Рекомендованым бензином стал А-72, хотя допускалась и кратковременая эксплуатация на старом 66-м. Интересная деталь — даже в начале 1959г к «Москвичам» прилагалась инструкция от 402-го с вкладышем «Двигатель модели М-407». 1 октября 1959г на всех автомобилях появилась четырёхступенчатая коробка передач, в феврале 1960г изменилась схема электрооборудования с минусом аккумулятора на массе, а в 1961г начал устанавливаться более современный гипоидный задний мост с уменьшенным передаточным числом, что позволило сократить расход бензина. Некоторое количество автомобилей стали красить в два цвета. Позже было изменено оформление облицовки радиатора — вместо среднего горизонтального хромированного бруса появилась сетка. А в 1963-м в связи с изменениями в шасси машина и вовсе была переименована в 403-ю. Кузов внешне не изменился по сравнению с М-407. Вдвое более редким стало рекомендовано заводской инструкцией техническое обслуживание. Появился стеклоомыватель и новое рулевое колесо. Педали тормоза и сцепления стали подвесными, а последнее получило гидропривод. Модернизировали и подвеску. Основные параметры автомобиля остались прежними. Был также экспортный вариант М-403Э с изменённой облицовкой радиатора, молдингами и задними фонарями. Выпуск «Москвича-403» и его модификаций в виде универсала и фургона продолжался до 1965г, последний год параллельно с новым 408-м.

Из приборов в машине был спидометр, одометр, амперметр, указатели количества бензина, давления масла и температуры воды. А вот контрольных ламп было всего две — маленькая синяя дальнего света на спидометре (проградуированном до 140км/ч) и белая включения вентилятора отопителя в его полупрозрачной круглой ручке управления с тремя скоростями. Включение же указателей поворотов отслеживалось по положению маленького белого рычажка на рулевой колонке. Капот открывался ручкой под «бардачком» у двери правого переднего пассажира, а багажник — ручкой под задним сидением справа. Рычаг ручного тормоза был под передней панелью справа от руля. При необходимости можно было отключить ручник одним быстрым ударом руки, в отличие, скажем, от «Жигулей», где нужно нажать пальцем на кнопку и опустить рычаг. Все автомобили комплектовались ламповым радиоприёмником с диапазоном длинных и средних волн и регулируемой подсветкой комбинации приборов. Водительская дверь изнутри не блокировалась. Инструкция гласила — при желании запереть автомобиль изнутри, например, при ночёвке, опустите левое переднее стекло, заблокируйте замок двери через него снаружи ключом зажигания и поднимите стекло. Кстати, сидения, раскладываясь, обеспечивали относительно удобные спальные места.

Партия «Москвичей-407» была даже подготовлена к отправке в США — Америка тогда просто задыхалась от огромных дорожных крейсеров и экспорт небольших и экономичных автомобилей со всего мира был велик. Однако после того, как над СССР был сбит американский самолет-шпион «У-2», машины так и остались на заводе. Зато в Финляндии, Норвегии, Бельгии, Греции, не говоря уже о социалистических странах, они пользовались стабильным спросом. Некоторые экземпляры оказывались в Африке и Мексике. На экспорт шло около трети продукции МЗМА.

Были следующие модификации 407-го:

  • 407М (медицинский);
  • 407Б (с ручным управлением);
  • 407Т (такси-седан);
  • 423 (универсал);
  • 423Т (такси-универсал);
  • 430 (фургон);
  • 410Н (полноприводный седан);
  • 410М (полноприводный медицинский);
  • 411Н (полноприводный универсал).
    Впрочем, выпуск полноприводников был невелик, а в 60-х годах их уже не делали ради увеличения выпуска основной модели. Всего было изготовлено 266209 407-х, а вместе с 402-ми, 403-ми и модификациями — около полумиллиона автомобилей.

Что касается ходовых качеств 407-го, то можно отметить достаточно высокую проходимость (особенно, если назад установить «вездеходные» покрышки), а также неплохую эластичность двигателя. С трёхступенчатой коробкой и негипоидным задним мостом «Москвич» уверенно двигался на прямой передаче со скоростью 30 км/час. Даже после семидесятитысячного пробега без переборки двигателя машина сохраняла возможность поддерживать крейсерскую скорость в 90 км/час, не перегреваясь в жаркую погоду, а при обгонах разгоняясь до 100-110. Зато ТО со шприцовкой требовалось каждую тысячу километров. Число точек смазки шасси при этом составляло 54, а кузова 83 (у 403-го число точек смазки кузова достигло аж 102, правда, только через каждые две тысячи). Естественно, никто смазкой кузова без необходимости себя не утруждал, и правильно делал.