Motor.RU: Самые огненные Volkswagen Golf

Прадед современных кроссоверов, концепт с двигателем W12,
двухмоторный монстр для гонки Pikes Peak и другие супер-«гольфы»

Недавно показанный юбилейный Volkswagen R 20 Years — отличный повод вспомнить мощнейшие и быстрейшие Golf с начала сотворения времен! Здесь собраны для вас самые сливки: топовые серийные модификации, которые значительно изменили представление о возможностях быстрых компактных хэтчбеков, безумные шоу-кары с экстравагантным дизайном и техническими решениями из мира суперкаров, а также гоночные машины.


Golf Country

Почему наш обзор начинается с вставшего на цыпочки забавного франкенштейна? Да потому, что это один из крутейших «гольфов»! Он не носился как угорелый, зато играючи преодолевал проселочные дороги. Прототип (первоначальное название — Montana) дебютировал на Женевской выставке в 1989 году. Конверсия из пятидверного Golf CL Syncro с инжекторным 1,8-литровым двигателем стартовала на мощностях австрийского предприятия Steyr-Daimler-Puch в апреле 1990-го.

Кузов «Гольфа» водружали на раму, к которой крепилась доработанная подвеска и агрегаты. Побывавшие на переделке в Граце полноприводники получали 438 новых деталей. Подготовленный к приключениям автомобиль легко опознать по увеличенному дорожному просвету, характерному «кенгурятнику» и внешнему креплению запасного колеса. К октябрю 1991 года построили 7735 экземпляров.


Golf для Pikes Peak International Hill Climb

Один из самых невероятных «гольфов» в истории рожден покорить гору «Пайкс Пик». Чтобы взлететь на нее в темпе ракеты-носителя «Союз» нужна серьезная мощность. Мотор со здоровенной турбиной? Слишком скромно! Разработчики поступили оригинально и вооружили машину… двумя двигателями объемом 1,8 литра с турбокомпрессорами KKK (давление до 1,6 бар) совокупной мощностью 652 л.с. Привод, разумеется, полный. Зверская начинка резко контрастировала с удивительно скромной внешностью без огромных антикрыльев.

В 1987 году Golf проиграл битву неудержимому Audi Sport Quattro E2 Pikes Peak и Вальтеру Рерлю. В то время тягаться с «четырьмя кольцами» было делом сложным и почти безнадежным: марка победила в третий ряд подряд. Но двухмоторный Golf не забыт! Тридцать лет спустя его отреставрировали и ради повышения надежности ограничили мощность на отметке в полтысячи лошадиных сил. Спустя 31 год Volkswagen триумфально вернулся на Пайкс-Пик, чтобы поставить в этой истории жирную точку.


Golf VR6

Третье поколение (1991–2002 годов) интересно как минимум двумя обстоятельствами. Это первый «Гольф» и первый Volkswagen, удостоившийся премии European Car of the Year. Кроме того, линейку пополнил маслкар среди «горячих» хэтчбеков со здоровенным по меркам класса 2,8-литровым VR6 (174 л.с.). До его появления титульной спортивной модификацией считался GTI. Рядно-V-образный агрегат характерен очень малым развалом (15 градусов) и общей головкой блока цилиндров с двумя распредвалами. Рывок до сотни — за 7,6 секунды, максимальная скорость — 225 км/ч. Издание Auto Motor und Sport отмечало удобство управления тягой, высокую эластичность и снимало шляпу перед энерговооруженностью: вполне взрослая отдача приходится на 1213 кг снаряженной массы.

Был и другой VR6. С 1994 по 1997 год производился вариант с 2,9-литровым мотором (190 л.с. и 245 Нм) и полным приводом. По динамике он тягался со спорткарами: 100 км/ч быстрее семи секунд!


Golf A59

Невероятно крутая, но практически неизвестная страница истории «Гольфа». В начале 90-х компания собиралась выставить свою команду в чемпионате мира для ралли: для этого отделением Volkswagen Motorsport был разработан Golf III с турбомотором и полным приводом. На раллийных трассах ему предстояло сражаться с Lancia Delta HF Integrale, Ford Escort RS Cosworth, Toyota Celica GT-Four, Subaru Impreza WRX STI.

Конструкцию Гольфа перетряхнули практически полностью: с нуля разработали двухлитровый турбомотор мощностью 275 сил (в дорожной версии), полноприводную трансмиссию с активным центральным дифференциалом, совершенно другую подвеску… и конечно же, агрессивнейшее оперение. Но из-за финансовых проблем концерн отказался от раллийной программы — и Golf A59 не пошёл в серию. Существует всего один полностью законченный прототип, который хранится в запасниках музея Volkswagen.


Golf R32

VR6 сформировал рыночную нишу и, к счастью, не стал мимолетной прихотью компании. Добрая традиция нескромных стероидных версий продолжилась в четвертом поколении модели. В индексе агрегата с рядно-смещенным блоком цилиндров, 24-клапанной головкой и непосредственным впрыском топлива зашифрован рабочий объем. «Шестерка» ставилась на такие творения Volkswagen Group, как Passat B6, Audi TT и Porsche Cayenne.

Представленный в 2002 году R32 — самый мощный Golf на тот момент: он развивал 241 л.с. и 320 Нм при 2800–3200 об/мин. Альтернативой шестиступенчатой механической коробке передач выступал преселективный «робот» DSG с двумя сцеплениями. Вкупе с системой полного привода 4Motion с отбором тяги на заднюю ось муфтой Haldex она позволяла очень эффективно реализовать недюжинный потенциал. Разгон до 100 км/ч — за 6,4 секунды, на 0,2 быстрее, чем с «механикой».

Среди особенностей «эрки» уменьшенный на 10 мм (в сравнении со стандартным шестицилиндровым хэтчем) дорожный просвет, перенастроенная подвеска и рулевое управление, аэродинамический обвес, 18-дюймовые колеса OZ, 334-миллиметровые тормозные диски и спортивные кресла с развитой боковой поддержкой. Самый распространенный цвет — темно-синий Deep Blue Pearl.

А это R32, который возглавил пятую итерацию. Мотор прежнего объема форсирован до 250 л.с. Пуристам предлагалась шестиступенчатая «механика», а повернутым на цифрах и результате горячим головам — «робот» DSG. Разгон спрессовался до 6,5–6,2 секунды в зависимости от типа коробки передач. Максималка ограничена на 250 км/ч.


Volkswagen Golf GTI W12 650 concept

Подозреваем, даже махровые фанаты «джи-ти-ай» вряд ли подозревали, во что его можно превратить. Шокирующий концепт — наглядное пособие. Инженеры впихнули позади передних кресел 6,0-литровый W12 с двумя турбокомпрессорами от гран-турера Bentley Continental GT. Причем не в дефорсированном, а в экстремальном 650-сильном формате. Зачем столько? Так ведь для шоу-кара много не бывает! К тому же, этот способен не только собрать вокруг себя толпу на автосалоне, но и выступить в роли пейс-кара на «24 часах Ле-Мана». Сотня за 3,7 секунды, максимальная скорость — 325 км/ч. И это пятнадцать лет назад!

Снаружи среднемоторный Volkswagen Golf GTI W12 650 concept отличается от дорожного тезки как бульдог от таксы. Кузов расширен с 1,76 до 1,88 метра, задние покрышки 295-миллиметровые, а пасть переднего воздухозаборника готова поглотить зазевавшийся городской супермини. К сожалению, концепт-кар остался яркой идеей и радовал адептов лишь своим видом на постерах. А ведь этому миру нужны герои!


Golf R

Шестое поколение утратило агрегаты VR6, но скучать поклонникам хот-хэтчей не пришлось — на Франкфуртском мотор-шоу в 2009 году дебютировал великий и ужасный R. Наследник Golf R32 получил двухлитровую «турбочетверку» объемом 2,0 литра мощностью 270 л.с., преселективную коробку передач DSG, полный привод и соответствующее звуковое сопровождение. Гневные клокотания и отстрелы из выхлопного тракта насыщают каждую поездку эмоциями. Кто ездил, тот не забудет — проверено!

Спринт с места у раннего R — на зависть GTI и другим одноклассникам. Согласно заводским данным, двухпедальному спорткару требуется всего 5,5 секунды. И это безо всякого тюнинга, вездесущего и всемогущего. В комплектацию входит тормозная система с дисками диаметром 345 мм спереди и 310 мм сзади, а также опциональная система выбора режимов движения DCC (Dynamic Chassis Control) с настройками Sport, Normal и Comfort.

На следующем эволюционном витке полноприводная «эрка» прибавила до 300 л.с. Заявленная динамика с «механикой» — 5,1 секунды. Оснащенные DSG машины выезжают из пяти секунд.


Golf GTI Clubsport S

Другое значительное событие в палитре седьмых Golf — появление трекового GTI Clubsport S. Это дальнейшее развитие приуроченного к 40-летию GTI «клабспорта», который силен 265-сильным двигателем (до 290 л.с. в десятисекундном режиме overboost). «Эска», как и исходный хот-хэтч, моноприводная, но по отдаче (310 л.с.) превзошла Golf R. Динамика, правда, заметно скромнее — 5,8 секунды. Зато эластичность образцовая: 380 Нм при 1700–5300 об/мин.

На треке GTI Clubsport S чувствует себя в родной стихии. Дает о себе знать увеличенная отдача и измененные настройки подвески для снижения недостаточной поворачиваемости. В 2017 году он установил рекорд Нюрбургринга для переднеприводников, 7 минут 49,21 секунды. Повторить это достижение смогут немногие как минимум из-за лимитированного тиража в 400 штук. Но если вам вдруг посчастливится опробовать «пушку» на Северной петле, не забудьте включить режим Individual в DCC: он как раз сконфигурирован под специфику немецкого автодрома.


Design Vision GTI concept

В названии шоу-кара 2013 года нет слова Golf, но его происхождение очевидно. Жаль, таких «гольфов» с конвейера никогда не сходило. Во-первых, он по-суперкаровски эффектный: задние стойки перетекают в крылья и пороги, а боковины заглублены. Во-вторых, лютый GTI может сбить спесь даже с дорогих спорткупе.

С боезапасом конструкторы не мелочились. Здесь 3,0-литровый V6 с двумя турбокомпрессорами мощностью 503 л.с. Полтысячи ньютон-метров доступны уже при 2000 об/мин, а пиковые 560 Нм размазаны в диапазоне 4000–6000 об/мин. Тяга распределяется на все четыре колеса через коробку передач DSG. Зацепившись за дорожное полотно разноширокими шинами на 20-дюймовых дисках (235 мм спереди и 275 мм сзади) концепт ускоряется за 3,9 секунды. Максимальная скорость — 300 км/ч.


Golf GTE Sport concept

Экспериментальный спорткар с углепластиковым кузовом и подъемными дверьми напоминает Design Vision GTI concept, но технически это два разных автомобиля. «Дизайнерский» делает ставку на большой рабочий объем и серьезную отдачу, а GTE наводит мосты с раллийным Volkswagen Polo R WRC, четырехкратным триумфатором мирового первенства. От него позаимствован 299-сильный наддувный двигатель объемом 1,6 литра (400 Нм).

ДВС ассистируют два электромотора по 115 л.с. каждый. Один интегрирован в шестиступенчатый «робот» с двумя сцеплениями, другой приводит заднюю ось. Совокупная отдача подзаряжаемой от внешнего источника энергии силовой установки — 400 л.с. и 670 Нм. В спортивном режиме GTE с тремя работающими двигателями гибрид набирает 100 км/ч за 4,3 секунды и до 280 км/ч. На электротяге он проезжает до полусотни километров.


GTI Roadster Vision Gran Turismo concept

Кабриолет появился в линейке самого первого Golf и выпускался вплоть до шестой итерации. Но открытых серийных модификаций, как на фотографии, дороги и автобаны не видели. А все потому что красавец разработан для компьютерного симулятора Gran Turismo 6.

Мечта геймеров напоминает Golf лишь отдаленно, как с точки зрения инженерии, так и внешне. Оно и понятно — машина для виртуального мира обязана быть во всех смыслах фантастической. И GTI Roadster Vision Gran Turismo именно такой. С вырастающей из кузова мощной дугой безопасности позади двухместного салона, 20-дюймовыми колесными дисками, 3,0-литровой «битурбошестеркой» (503 л.с. и 560 Нм при 4000–6000 об/мин), семиступенчатой преселективной коробкой передач DSG и полным приводом. «Гольф»-ракета набирает сотню за 3,6 секунды и развивает до 309 км/ч. Реальный мир для него слишком тесный и медленный.


VW Golf GTI Supersport Vision Gran Turismo

Еще один суперкар для цифрового зазеркалья. По начинке он идентичен родстеру, но облачен в индивидуальные кузовные панели.


VW Golf R 400 concept

В 2014 году этот зверь здорово взбудоражил поклонников «карманных ракет». Он выглядел предсерийным прототипом и дал фанатам ложную надежду о появлении аналогичной товарной машины. Поводов для вожделения хватало. Концептуальный Golf R 400, как следует из маркировки, заряжен форсированной до четырехсот лошадиных сил «турбочетверкой». Итого 200 л.с. с литра рабочего объема. Крутящий момент — 450 Нм при 2400–6000 об/мин.

Монстр вполне мог установить новую мощностную планку в сегменте и переписать стандарты динамики со своими 3,9 секундами до 100 км/ч. Напомним, что одним из сильнейших хот-хэтчей с четырехцилиндровым мотором тогда был 355-сильный полноприводный Ford Focus RS, способный на спринт за 4,7 секундами.


Golf R 20 Years

Лет пятнадцать-двадцать назад никто не помышлял о том, что компакты с пакетиками сока под капотом уже в заводской конфигурации приблизятся к чистокровным спорткарам. Юбилейная «эрка» в очередной расширила сознание масс. Это один из самых безумных «гольфов» в истории: 4,6 секунды и ограниченные электроникой 270 км/ч. Для отпетых хулиганов и тонких ценителей предусмотрен знакомый по стандартному автомобилю пакет R Performance package. В него входит система управления вектором тяги, ездовые режимы Special и Drift. Кстати, современный стоковый Golf R тоже не даст заскучать со своими 320 силами и 4,7 секунды.


Автор статьи — Асатур Бисембин
Читать оригинал статьи на Motor.RU